e-mail    
  Luxury Woodcraft  |  Ваш Теплый Дом  
Luxury Woodcraft  |  Ваш Теплый Дом
 
Luxury Woodcraft  |  Ваш Теплый Дом

Библиотека Домов  >  Новаторские проекты

 
Модерн
  Модерн  
Шале - фахверк
  Шале - фахверк  
     
 
Хай-тек
  Хай-тек  
Эклектика
  Эклектика  
     
 
Конструктивизм
  Конструктивизм  
Модерн
  Модерн  
     
 
 
 

Новаторские проекты

Эклектика (эклектизм) как направление заявила о себе во второй половине XIX в. Проектировщик механически соединял в одном здании разнородные, часто противоположные принципы, взгляды, теории, художественные элементы. Все элементы предыдущих направлений и стилей рассматривались как самостоятельно существующие. Условием творчества стала свобода архитектора и заказчика в выборе того или иного элемента, либо мотива. Именно «умный выбор» самых разнообразных средств выразительности был провозглашен творческим кредо эклектиков. Это приводило к поверхностному пониманию архитектуры и украшательству (оформительству, «дизайну») зданий. Заказчик и основной потребитель архитектуры эклектики — первые поколения предпринимателей, выросших из низов, нувориши. В эклектике строили доходные дома, особняки, загородные дома. В архитектуре жилых зданий сочетались разнородные (принадлежащие к разным культурам и оторванные от исторического контекста) стилевые элементы или произвольный (в отрыве от целостности художественной системы, откуда выбран элемент) выбор стилистического оформления для фасадов и интерьеров зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение.

Модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион) — распространился в Европе и Америке в конце XIX — начале XX вв. как реакция на эклектику. К этому времени накопился достаточный опыт применения стилей прошлого, что позволило создать оригинальную современную архитектуру. Это была попытка передовых художников и просвещенной буржуазии преодолеть противоречия и хаос окружающего мира на основе идеалов красоты и гармонии с помощью «современного» стиля. Модерн вернулся к органичности структуры здания, его эстетика опиралась на новые строительные материалы и конструкции (бетон, металл, стекло, керамику), красота форм отражала гармонию функции, конструкции и эстетики. В основе проектирования лежал органичный метод формообразования. Эпоха модерна породила небывалый всплеск частного домостроения как индивидуального (городские особняки), так и квартирного (доходные дома).

Современные направления в архитектуре служат ориентирами для индивидуального жилищного строительства.

Органичная архитектура — направление в архитектуре XX в., появилась в Америке на рубеже XIX — XX вв., его основатель и теоретик — Ф.Л. Райт. Заказчики органичной архитектуры — состоятельные люди, желающие выразить в жилой постройке свою индивидуальность, буржуазия демократического общества. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи постройки с природой, максимальному использованию в архитектуре особенностей и возможностей природного окружения. Органичная архитектура отражает авторский поиск и попытку сформировать современные традиции домостроения в специфике культурно-природных регионов той или иной страны. Главные принципы проектирования: индивидуальный характер односемейных жилых домов (виллы, особняки, загородные отели), обусловленный конкретной функцией и природной средой, отказ от урбанистических индустриальных методов строительства, возведение зданий из естественных материалов, создание единого перетекающего пространства, слияние здания с окружающей природной средой, учет многосторонних духовных потребностей человека.

Конструктивизм — направление в советской архитектуре 1920-х годов. В России пытались создать язык архитектуры нового мира, порвавшего с прошлым. Главная задача проектирования — конструирование материальной среды, окружающей человека, использование новой техники для создания простых рациональных форм, целесообразных конструкций на основе функционального метода. Конструктивизм выражал надежды нового потребителя архитектуры — пролетария, широких народных масс, мощь индустриального общества, решающего большие социальные задачи. Принципиальное непризнание форм прошлого приводило к поиску нового архитектурного языка без прикрас, культу инженерных и архитектурных конструкций при возведения квартирного жилья.

Функционализм возник в 1920-1930-х годах в Германии и Нидерландах, после I Мировой войны, в ответ на необходимость решения больших социальных задач, связанных с восстановлением городов и решением жилищной проблемы для трудящихся. Строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям) позволяло проектировать жилые здания для широких трудящихся масс экономичными и удобными при минимальных параметрах. Используя достижения строительной техники и индустрии, созданы социально обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка). Реализация принципа «красиво то, что хорошо функционирует» позволяла создавать вненациональную демократическую архитектуру. Основная тема в практике строительства — минимальное жилище — квартирное и односемей-ное. Эстетика сходная с эстетикой конструктивизма — простые прямоугольные объемы и ритмы, контраст бетонных наружных стен в жилище с большими прямоугольными окнами с витражами в виде прямоугольной или квадратной решетки, плоские крыши, отсутствие декора, белый цвет стен.

Рационализм 1920-1930-х годов романтизировал в архитектуре простые геометрические формы — новый пластический язык промышленной эры. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры сооружения. Теоретик направления — Ле Корбюзье — видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций. Он признает примат функции, однако считает единственным источником архитектурно-эстетической выразительности архитектурную конструкцию. Воспевая эстетические достоинства железобетонного каркаса, выдвинул «пять принципов» современной архитектуры: 1) здание на столбах; 2) плоская крыша; 3) свободная планировка этажа; 4) горизонтальные окна; 5) свободное оформление фасада (например, виллы в Пуасси и Гарше). В жилищной архитектуре рационализм охватывал как экономичное жилище — многоквартирные дома и коттеджи, так и дорогое высококачественное жилье — загородные дома и виллы. В архитектуру жилища привнес поднятый на колонны первый этаж, плоские эксплуатируемые крыши, окна на высоту этажа от пола до пола, промышленный дизайн деталей.

Постмодерн появился в 1960-х годах в США и Западной Европе в ответ на повсеместное распространение Интернационального стиля с его рационализмом и функциональным методом, отрицающим сложности и противоречия в архитектуре. Предпосылками появления постмодерна явились исчерпанность новаторского духа модернизма и Интернационального стиля, разрушение городской среды функциональной застройкой, приносящей ощущение уныния, монотонности и однообразия. Постмодерн внедрял в проектирование принципы демократичной архитектуры, уважения индивидуальности потребителя, партнерства и сотворчества с обитателем жилища. Постмодерн характерен в уникальных жилых постройках — загородных и городских особняках элиты потребительского общества.

Деконструктивизм — одно из последних течений в современной зарубежной архитектуре; это — не .стиль, а метод, который сознательно создает конфликт между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл архитектуры, и тем, что он видит. Поэтому в ходе проектирования сознательно разрушаются принципы целостности, органичности архитектуры, а именно: тектоники, равновесия, вертикали и горизонтали. Деконструктивизм — освобождение архитектуры от эстетики, красоты, пользы и порядка, т. е. от основополагающих ценностей, на которых архитектура строилась в течение тысячелетий. Направление отражает крайний иррационализм современного европейского сознания, хаос и безысходность западной’ цивилизации. Деконструктивизм — коммерческая архитектура, где реклама и прибыль важнее таких понятий, как уют и покой. Жить в здании с острыми углами и заваливающимися стенами, полным заумных пространственных фокусов, не очень приятно и полезно для здоровья.

Хай-тек появился в середине 1960-1970 гг. в Западной Европе и США, его можно назвать современным западным вариантом советского конструктивизма 1920-х гг., так как главное в этом направлении — активная роль конструкций в композиции и в образе сооружения, демонстративное подчеркивание работы конструкций и инженерных коммуникаций. Хай-тек воспевает техническую мощь современной индустрии, основанной на последних достижениях науки, и отражает культ техники и конструкций в сознании современного западного общества. Хай-тек — это архитектура металла и постиндустриальной технологии. В жилищной архитектуре достаточно редки постройки в этом стиле. Однако некоторые элементы хай-тека постепенно входят в практику жилищного строительства: принципиально открытые конструкции и оборудование, металлические колонны, отделка стен пластмассовыми и металлическими панелями, внедрение новейшего инженерного оборудования.

Дом похож на дом.

Современный стиль. Дом с индустриальными, рациональными формами: конфигурация плана самая разнообразная, сложная, объем здания четко геометричен, плоская крыша, эксплуатируемая кровля, белые стены с большими проемами окон, большие витражи остекления, упрощенные детали или их отсутствие. Асимметрия объемов и деталей. Два, три этажа.

Хай-тек. Дом часто составляется из отдельных блоков. Блоки и составляющие объемы часто оставляются открытыми так, чтобы была видна инженерная логика сборки. Открытыми остаются и системы коммуникаций, активную роль играют надписи и указатели, яркая окраска синтетическими красителями. Современные композиционные материалы, металлические панели с утеплителем типа «сэндвич», сплошные витражи на всю стену, ажурные стальные каркасы, обилие технических устройств. Машинная эстетика по отношению к жилищу — прежде всего легкость и модульность сооружения.

Современная стилизация. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома самые разнообразные, продиктованы современными условиями и требованиями, самостоятельность общих подходов и вторичность в элементах формы.

Авангардные поиски. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома самые необычные, продиктованы стремлением реализовать авторскую схему или принцип, которые будут актуальны в будущем, самостоятельность и оригинальность в общих подходах и в элементах формы, концептуальность построения, схематичность, оторванность от современных условий и требований, футуризм.

Органичная архитектура. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома индивидуальны, зависят от современных условий и духа места и функции, принципиальная самостоятельность в общих подходах и в элементах формы, оригинальность и цельность формы. Все формальные средства — результат продуманности и «прочувствования» автором, который решает конкретную задачу.

Формализм. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома принципиально не зависят от современных условий и требований места и функции, самостоятельность и оригинальность в общих подходах и в элементах формы, цельность формы.. Все формальные средства — результат реализации некоторой схемы, идеи. Дом похож на некоторую известную форму, имеющую символическое значение или образ: башню, крепость, цветок, птицу, корабль, оранжерею, шале, избу и т. п., или на экзотичную форму или образ.

Бионическая архитектура. Форма плана простая или сложная, криволинейная, объемная структура жилого дома раскрыта благоприятным природно-климатическим условиям, теплицы, террасы, гелиоколлекторы, экологические местные материалы (дерево, грунт, саман, камыш, глина, солома). Бионичность и природосообразность в общих подходах и в элементах формы, цельность формы. Все формальные средства — результат создания здоровых условий проживания и максимальной гармонии с природой. Один-два этажа, заглубленный этаж.

 
 

 

 

 

 

Полезно знать:

- Как выбрать доступный дом?
- Гнуто клееные изделия
- Создание интерьеров
- Каркасные дома
- Шале и фахверк

все     

Статьи и заметки:

- Журнал “Ваш дом”
- Газета “Строим вместе”


  Новаторские проекты

Модерн
Шале-фахверк
Хай-тек
Эклектика

 

Традиционные проекты

Исторический
Кантри
Фахверк

Эклектика

вверх на главную страницуe-mail

 
(c) Luxury Woodcraft 2000-08 | строительство деревянных каркасных домов
Rambler's Top100